Роль финансового анализа при аудиторской деятельности
Аудит и финансовый анализ находятся в тесной взаимосвязи. В аудиторской деятельности финансовый анализ основывается на определенных аналитических процедурах. Здесь под аналитическими процедурами понимаются действия аудиторов, в ходе которых они проводят анализ закономерностей и соотношений, основанных на информации о деятельности аудируемого лица и изучают связь этих закономерностей и соотношений с другой информацией, имеющейся в распоряжении аудитора, выявляя причины возможных от нее отклонений. В состав аналитических процедур входит рассмотрение финансовых данных аудируемого лица в сравнении:
- с сопоставимыми данными за предыдущий период;
- с ожидаемым результатом деятельности аудируемого лица, к примеру, прогнозами или сметами, а также предположениями аудитора;
- со сведениями о предприятиях, которые занимаются аналогичной деятельностью, к примеру, сравнение отношения выручки аудируемого лица от продаж к общей сумме дебиторской задолженности со среднеотраслевыми показателями или с показателями остальных предприятий сопоставимых размеров в той же отрасли.
Аналитические процедуры можно осуществлять различными способами (простым сравнением, комплексным анализом с применением сложных методов статистики). Аналитические процедуры проводятся применительно к консолидированной финансовой отчетности, к финансовой отчетности дочерних организаций или подразделений, а также отдельных элементов финансовой информации. Процесс выбора аудитором процедур, способов, а также уровня их применения зависит от профессионального суждения.
Финансовый анализ – это часть полного анализа хозяйственной деятельности, состоящего из двух тесно связанных между собой разделов: финансовый анализ и управленческий (производственный) анализ. Это же является причиной деления анализа на внутрихозяйственный и внешний. Анализ имеет особое значение на ранней стадии аудиторской проверки, включая стадию планирования проведения аудита. Аналитические процедуры на этих стадиях дают возможность определить особенности клиентской деятельности, наметить стратегию проверки, оценить аудиторские риски и выявить проблемы формирования финансовой информации.
Таким образом, роль аудита и финансового анализа в рыночных условиях не только усиливается, но и качественно меняется – финансовый анализ превращается в основной способ оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий.