Стратегия развития предприятия

5

Выбор стратегии развития предприятия – это прерогатива руководства. Его осуществляют на основе анализа ключевых факторов, которые характеризуют состояние предприятия и его вешнюю среду, важно знать портфель продукции, а также сущность реализуемых стратегий. Разные фирмы – разные стратегии, но решающими факторами являются сильные стороны в развитии отрасли и фирмы.

Выбор стратегии развития предприятия осуществляется по методу SWOT. В нём анализируются возможности и опасности производства, его слабые и сильные стороны. Этот метод позволит продумать работу предприятия во всех направлениях и деталях, что даёт возможность быстро определиться с внутренними аспектами и внешними условиями будущего роста, поможет сделать выводы, которые должны стать базой для выбора стратегии развития. Стратегия одновременно должна подавлять недостатки развития, а также учитывать источники возможностей и опасностей во внешней среде.

При разработке или выборе стратегии учитывайте финансовые возможности предприятия. Здесь существует прямая закономерность: чем больше финансовые ресурсы, тем у фирмы больше шансов выйти на новые рынки, разработать новую продукцию или перейти в новую отрасль.

Обратите внимание на квалификацию работников. Её уровень может стать сдерживающим фактором в развитии предприятия или, наоборот, дать ему возможность перейти на качественно новый уровень существования.

Зависимость от внешней среды – это зависимость предприятия от поставщиков и покупателей продукции. Степень такой зависимости бывает разной, если она высокая, то предприятию труднее сделать выбор с опорой на возможности использования своего потенциала. Силу внешней зависимости может регулировать антимонопольное законодательство, различные социальные ограничения, природная среда, политические факторы и т.д.

Интересы руководства фирмы также влияют на выбор стратегии развития предприятия. Оно может поставить перед собой цель поглотить более мелкую фирму, а может постоянно, но оправданно, подвергать риску работу предприятия или наоборот, избегать всевозможных рисков.

Не стоит сбрасывать со счетов временной фактор. Ведь возможности фирмы, угрозы для неё, процессы различных изменений имеют определенные временные рамки, которые включают в себя как календарное время, так и время необходимое на реализацию стратегии. Чтобы время работала на вас – учитесь управлять процессами во времени.

Анализ портфеля продукции позволяет сравнить долю фирмы или её продукцию на рынке с настоящими темпами роста хозяйственной деятельности в целом. Этот вид анализа поможет сбалансировать важные факторы бизнеса: отмирание и обновление необходимых видов деятельности, различные риски, поступление денег.

На этапе оценки эффективности выбранной стратегии необходимо ответить на вопрос: позволит ли она достичь поставленных целей. Желаем, чтобы стратегия развития вашего предприятия стала оправданной.