Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность представляет собой один из активов компании. Равно как любые другие активы, она требует управления, предполагающего определенный комплекс действий, направленных на возврат долгов.
Проблема возврата дебиторской задолженности в наибольшей степени актуальна для компаний торгового профиля. Однако и все прочие компании, которые реализуют свою продукцию или же оказывают услуги, с ней знакомы. Заключая различные сделки, одна сторона просит отсрочить платеж, но, получив товар, оплату вовремя не производит. В результате появляется так называемая дебиторская задолженность . Компания может ее заметить не сразу, потому что, как правило, отсутствует регулярная процедура контроля. Наличие дебиторки зачастую обнаруживается «вдруг», когда при якобы хорошей финансовой отчетности деньги исчезают со счетов и из кассы. Только после этого руководители начинают задумываться и приступают к решению этой проблемы.
Обычно управление дебиторской задолженностью ведется по двум направлениям. Первое из них — принятие мер по возврату долгов, второе — не допускать возникновения новых долгов. Важно понять, каковы размеры и сроки дебиторской задолженности, в каком из подразделений она образуется, каким был тип сделки. После чего следует изменить работу компании так, чтобы просроченные безнадежные долги не образовывалась в будущем.
Для всестороннего анализа имеющейся дебиторской задолженности недостаточно одной лишь бухгалтерской информации, к тому же, эта информация нуждается в структурировании. Для этого потребуются соответствующие отчетные формы, где имеющаяся дебиторская задолженность будет представлена в разрезе сумм, мест возникновения и сроков давности. Это могут быть, к примеру, подразделения и типы сделок, при которых образовалась задолженность. Полезно также иметь информацию об ответственных лицах, которые ее допустили. Степень детализации информации будет зависеть от размеров и сферы деятельности компании, от числа имеющихся клиентов и отношений, выстроенных с ними.
Дебиторская задолженность в качестве актива компании имеет свою стоимость. Управленческому персоналу следует понимать, что чем больше пройдет времени, тем меньшей будет вероятность вернуть клиентские долги. Помимо этого, стоимость дебиторки меняется с течением времени, потому что необходимо учитывать инфляцию и ставку рефинансирования.
Таким образом, чем раньше вы погасите дебиторскую задолженность, тем более высокими будут финансовые результаты вашей компании.