Управление конкурентоспособностью предприятия
Главная цель государства – это создать конкурентоспособную отрасль, которая полностью зависит от конкретной организации. Следовательно, конкурентоспособность – это базовое понятие, так как организация – это субъект, влияющий на внешние и внутренние факторы. Именно от того, насколько эффективно использование данных факторов, зависит сама конкурентоспособность отрасли, а также страны в общем.
Конкурентоспособность организации определяется по ее:
- платежеспособности;
- прибыльной деятельности;
- эффективной системе управления на предприятии;
- обеспечению инвестиционной привлекательности самой организации;
Важнейшей стратегической задачей для предприятия является обеспечение ее конкурентоспособности. Управление конкурентоспособностью предприятия включает в себя финансовое состояние и финансовую устойчивость.
Само управление конкурентоспособностью предприятия является целенаправленным воздействием на факторы и различные условия, которые и формируют данное управление. Выделим несколько факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия. Следует уточнить, что факторы влияния на конкурентоспособность описаны с различных точек зрения и имеют большое количество подходов. Мы же предоставим подход М. Портера, который выделил три основных критерия конкурентоспособности:
- Такие ресурсы, как человеческие, физические, ресурсы знаний, денежные, а также инфраструктуру можно отнести к факторам производства;
- Факторы общие и специализированные можно отнести к уровню специализации;
- Третий критерий разделяет факторы на 2 категории: основные факторы, к которым относят природные ресурсы, условия климата, географическое положение страны; и развитые факторы – это наличие высококвалифицированных кадров, исследовательских отделов.
Но подход, который завоевал наибольшую популярность, - это подход, который в себе объединил факторы, делящиеся на две большие группы: внешние и внутренние. Факторы делятся на эти группы в зависимости от того, насколько предприятие может влиять на них. Поставщики, конкуренты, потребители рынка – это внешние факторы. Маркетинговая система, менеджмент предприятия, репутация организации, финансовая, инновационная деятельность – это внутренние факторы, соответственно.