Факторный анализ показателей рентабельности

5

Факторный анализ показателей рентабельности проводится с целью установления процентного соотношения влияний различных факторов на рентабельность предприятия. Рентабельность, или прибыльность зависит от таких показателей, как: 

• изменение структуры произведенного товара,

• себестоимость продукции и

• усредненных данных по ценам ее реализации.

Определение влияния факторов на рентабельность чаще всего производят методом цепной подстановки. Уровень прибыльности каждого из видов продукции напрямую зависит от изменений себестоимости С и средних цен реализации товара Ц.

R=(Ц-С)/С=Ц/С – 1 

По приведенной формуле поочередно вычисляются уровни рентабельности все товаров. При расчетах необходимо учесть причины изменения среднереализационных цен и себестоимости товаров и методом пропорции определить их влияние на общий уровень рентабельности.

Подобные расчеты производятся для каждого вида продукции по отдельности, что дает возможность максимально точно оценить деятельность предприятия и размеры резервов динамики рентабельности на анализируемой организации.

Факторная модель показателя рентабельности продаж представляется в виде

R=П/В,

Где R – рентабельность продаж, П – прибыль от реализации.

Приведенные ранее факторы относятся к параметрам первого уровня. Для более детального и полного анализа показателей первого уровня недостаточно, необходимо рассмотрение факторов второго уровня. К ним относятся:

  • балансовая прибыль
  • стоимость основных фондов
  • выручка от продажи продукции
  • средние остатки финансовых средств
  • затраты на единицу продукции
  • капиталоемкость продукции
  • и прочее.

Факторный анализ показателей рентабельности с учетом показателей более высокого уровня позволяет сделать выводы о влиянии на рентабельность всевозможных показателей, например, материалоемкости. На основании результатов факторного анализа возможно судить о действенности тех или иных принятых мер или вызванных обстоятельствами изменений, что, в свою очередь, дает возможность оптимизации хозяйственного процесса на предприятии.