Анализ показателей рентабельности предприятия

5

Чтобы обеспечить эффективную деятельность предприятия, следует учитывать уровень его рентабельности, который отражает степень прибыльности предприятия. 

Под рентабельностью понимают такой кругооборот средств организации, когда полученные доходы не только покрывают издержки, но и формируют прибыль.

Чтобы осуществить анализ рентабельности предприятия, необходимо учитывать систему, разделяющую показатели рентабельности на две группы:

  • Показатели рентабельности, инвестированные в имущество компании:
  1. рентабельность имущества (активов, капитала);
  2. рентабельность собственных средств;
  3. рентабельность фондов производства;
  4. рентабельность финансовых инвестиций

Кроме рентабельности инвестиций, все приведенные выше показатели рассчитывают как отношение валовой прибыли или чистой прибыли к среднему значению стоимости подходящего имущества за текущий временной интервал. Рентабельность инвестиций же вычисляют путем деления доходов от ценных бумаг предприятия и его долевого участия в уставных фондах иных организаций к средней величине его инвестиций.

  • Показатели рентабельности продукции.

Рентабельность продукции представляет собой частное от отношения прибыли от реализованной продукции к ее полной себестоимости.

Анализ рентабельности предприятия нужно проводить по результату его деятельности за год, а также по кварталам. Показатели рентабельности за анализируемый период сравнивают с плановыми показателями, а также показателями предыдущих лет. При этом показатели за предыдущие периоды должны быть проиндексированы по ценам и сопоставимы с текущими показателями рентабельности. Плановые же показатели определяются самим предприятием и применяются для внутреннего анализа.

Также при анализе рентабельности определяют влияние факторов на коэффициенты рентабельности и рассчитывают темпы роста показателей. Для гарантирования повышения уровня рентабельности, скорость роста прибыли должна быть выше темпов роста ресурсов предприятия (или доходов, полученных в результате реализации продукции: работ, услуг, товаров).

В условиях рыночной экономики каждой компании жизненно удержать максимальный уровень прибыли, выдержать противостояние с конкурентами и не оказаться банкротом. Именно в этом и заключается задача анализа рентабельности предприятия – оценить состояние компании, выявить слабые стороны и помочь руководству вывести предприятия на новый, более успешный и прибыльный уровень.