Анализ показателей рентабельности предприятия
Чтобы обеспечить эффективную деятельность предприятия, следует учитывать уровень его рентабельности, который отражает степень прибыльности предприятия.
Под рентабельностью понимают такой кругооборот средств организации, когда полученные доходы не только покрывают издержки, но и формируют прибыль.
Чтобы осуществить анализ рентабельности предприятия, необходимо учитывать систему, разделяющую показатели рентабельности на две группы:
- Показатели рентабельности, инвестированные в имущество компании:
- рентабельность имущества (активов, капитала);
- рентабельность собственных средств;
- рентабельность фондов производства;
- рентабельность финансовых инвестиций
Кроме рентабельности инвестиций, все приведенные выше показатели рассчитывают как отношение валовой прибыли или чистой прибыли к среднему значению стоимости подходящего имущества за текущий временной интервал. Рентабельность инвестиций же вычисляют путем деления доходов от ценных бумаг предприятия и его долевого участия в уставных фондах иных организаций к средней величине его инвестиций.
- Показатели рентабельности продукции.
Рентабельность продукции представляет собой частное от отношения прибыли от реализованной продукции к ее полной себестоимости.
Анализ рентабельности предприятия нужно проводить по результату его деятельности за год, а также по кварталам. Показатели рентабельности за анализируемый период сравнивают с плановыми показателями, а также показателями предыдущих лет. При этом показатели за предыдущие периоды должны быть проиндексированы по ценам и сопоставимы с текущими показателями рентабельности. Плановые же показатели определяются самим предприятием и применяются для внутреннего анализа.
Также при анализе рентабельности определяют влияние факторов на коэффициенты рентабельности и рассчитывают темпы роста показателей. Для гарантирования повышения уровня рентабельности, скорость роста прибыли должна быть выше темпов роста ресурсов предприятия (или доходов, полученных в результате реализации продукции: работ, услуг, товаров).
В условиях рыночной экономики каждой компании жизненно удержать максимальный уровень прибыли, выдержать противостояние с конкурентами и не оказаться банкротом. Именно в этом и заключается задача анализа рентабельности предприятия – оценить состояние компании, выявить слабые стороны и помочь руководству вывести предприятия на новый, более успешный и прибыльный уровень.