Управленческий анализ в торговле
Торговая деятельность является посреднической деятельностью по продвижению товара от производителей к потребителям. Она может осуществляться посредством оптовой и розничной торговли, эта сфера достаточно велика и имеет свою специфику.
Отрасль торговли характеризуется следующими особенностями:
- Торговые фирмы не производят добавленную стоимость и готовый продукт. Они имеют дело уже с готовыми к продаже товарами;
- Основной результат деятельности – оптовый/розничный товарооборот, но не выручка от реализованного продукта;
- Оборотные и основные средства, имеющие структуру, отличающуюся от промышленных предприятий, существуют не в производстве, а в сфере обращения. В состав основных фондов входят торговые площадки и оборудование (холодильники, витрины). Наиболее важную роль в оборотных активах играют товарные ресурсы.
Управленческий анализ в торговле преследует несколько основных задач:
- проконтролировать динамику исполнения плана товарооборота;
- изучить факторы, оказавшие влияние на объем и структуру товарооборота, издержки обращения;
- вскрыть резервы последующего развития товарооборота и улучшить обслуживание населения.
Чтобы провести управленческий анализ, необходимо ознакомиться с документами, содержащими основные данные:
- бизнес- план;
- данные бухгалтерского учета;
- формы статистической отчетности.
Розничный товарооборот характеризуется суммой продаж товаров покупателю для личного пользования в кредит или за наличные, а также мелкооптовой продажей товара коллективным потребителям (предприятия, учреждения, организации).
Проводя управленческий анализ в торговле, необходимо изучать ритмичность товарооборота.
Ритмичность определяется равномерной реализацией товара по графику объема и ассортимента, который предусмотрен планом.
Коэффициент ритмичности представлен суммой фактического удельного веса товарооборота (не больше планового уровня) за отчетный период. Различают следующие виды розничного товарооборота:
- по виду (товар мелким оптом продается населению и организациям);
- по организационной форме (товар продается стационарным предприятиям: магазинам, лавкам, палаткам, передвижным средствам торговли);
- по методу торговли (товар продается в кредит и за наличные, через автоматы);
- по ассортименту.
Главный принцип успешного товарооборота – обеспечить и рационально использовать товарные ресурсы.