Управленческий анализ в торговле

5

Торговая деятельность является посреднической деятельностью по продвижению товара от производителей к потребителям. Она может осуществляться посредством оптовой и розничной торговли, эта сфера достаточно велика и имеет свою специфику.

Отрасль торговли характеризуется следующими особенностями:

  1. Торговые фирмы не производят добавленную стоимость и готовый продукт. Они имеют дело уже с готовыми к продаже товарами;
  2. Основной результат деятельности – оптовый/розничный товарооборот, но не выручка от реализованного продукта;
  3. Оборотные и основные средства, имеющие структуру, отличающуюся от промышленных предприятий, существуют не в производстве, а в сфере обращения. В состав основных фондов входят торговые площадки и оборудование (холодильники, витрины). Наиболее важную роль в оборотных активах играют товарные ресурсы.

 

Анализ_в_торговле

Управленческий анализ в торговле преследует несколько основных задач:

  • проконтролировать динамику исполнения плана товарооборота;
  • изучить факторы, оказавшие влияние на объем и структуру товарооборота, издержки обращения;
  • вскрыть резервы последующего развития товарооборота и улучшить обслуживание населения.

Чтобы провести управленческий анализ, необходимо ознакомиться с документами, содержащими основные данные:

  • бизнес- план;
  • данные бухгалтерского учета;
  • формы статистической отчетности.

Розничный товарооборот характеризуется суммой продаж товаров покупателю для личного пользования в кредит или за наличные, а также мелкооптовой продажей товара коллективным потребителям (предприятия, учреждения, организации).

Проводя управленческий анализ в торговле, необходимо изучать ритмичность товарооборота.

Анализ_в_тогровле

Ритмичность определяется равномерной реализацией товара по графику объема и ассортимента, который предусмотрен планом.

Коэффициент ритмичности представлен суммой фактического удельного веса товарооборота (не больше планового уровня) за отчетный период. Различают следующие виды розничного товарооборота:

  • по виду (товар мелким оптом продается населению и организациям);
  • по организационной форме (товар продается стационарным предприятиям: магазинам, лавкам, палаткам, передвижным средствам торговли);
  • по методу торговли (товар продается в кредит и за наличные, через автоматы);
  • по ассортименту.

Главный принцип успешного товарооборота – обеспечить и рационально использовать товарные ресурсы.