Организационная культура предприятия и ее виды
Культура? Мы часто слышим это слово! А что это слово обозначает? Культура в различных областях деятельности имеет различные значения.
Однако основное понятие культуры состоит в том, что культура представляет собой человеческую деятельность, включающие в себя самовыражения и самопознания, накопление поколениями умений и навыков. Организационная культура предприятие - понятие более узкое. Другими словами, это общее понятие, которое применили к отдельно взятой системе. Таким образом, организационная культура предприятия представляет собой определенную систему отношений в организации, своего подхода к делу для достижения нужного результата, своих внутренних традиций, которые выделяют данную организацию среди других.
Многие авторы выделяют свои характеристики, которые помогают отделить одну организацию от других. Однако общими из них являются личная инициатива, готовность рисковать, умение направлять свои действия и согласовывать их с действиями других, помощь и поддержка с различных сторон и уровней организации, основные правила и инструкции организации, система вознаграждений, готовность любого сотрудника высказать свое мнение по любому вопросу (задаче, цели), а также сама иерархия организации.
Если же придерживаться книжной версии, то организационная культура предприятия может быть явной (документально подтвержденной) или неявной (то, что откладывается в сознании и понимании самого человека). Если брать организационную культуру предприятия, обращенную к внешнему миру, то она является экстравертной, а если взять культуру, обращенную внутрь самой организации, то такая организационная культура будет являться интервертной.
Тем не менее, при этом организационная культура предприятия является непосредственным мотивирующим фактором деятельности любого сотрудника. Поэтому культура организации тесно связана с традициями и обычаями, сложившимися за определенный период времени внутри организации (например, как именно в организации отмечают те или иные праздники, памятные события и т.п.); корпоративными ценностями; стилями руководства предприятия (особенно это ощущается при смене того или иного руководства организации); с символикой; и не менее важным деловым этикетом (к нему относиться и дрек-код во многих организациях). Отсюда и вытекают, как следствие, три основные организационные культуры – это бюрократическая (основанная на правилах, регламентах и процедурах); клановая (основанную на традициях) и рыночная (в которой все отношения ориентированы на получение максимальной выгоды).