Анализ показателей рентабельности

5

Рентабельность – самый важный показатель деятельности предприятия, так как именно она отражает уровень доходности, эффективность и рентабельность бизнеса. Величина показателей рентабельности показывает соотношение эффекта с используемыми ресурсами или с вложенным капиталом.

Анализ показателей рентабельности осуществляется не только как оценка деятельности организации, но и в качестве инструмента ценообразования и политики инвестиций. Различают три группы показателей рентабельности:

  • Показатели, основанные на затратном подходе (рентабельность основной деятельности, рентабельность продукции);
  • Показатели, отражающие уровень прибыли от продаж (рентабельность продаж);
  • Показатели, основанные на ресурсном подходе (рентабельность оборотного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупных активов).

При проведении анализа показателей рентабельности, следует применить определенную формулу для каждого показателя, а именно:

  • Рентабельность активов = (Чистая прибыль/Средняя величина годового дохода)*100%,
  • Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала за год)*100%,
  • Рентабельность продукции = (Чистая прибыль/Полная себестоимость продукции) *100%,
  • Рентабельность производства = (Прибыль от реализации/Сумма общих затрат )*100%,
  • Рентабельность продаж = (Операционная прибыль/Выручка предприятия)*100%
  • и так далее.

Повышение уровня любого показателя рентабельности находится в зависимости от экономических процессов и явлений. В первую очередь к ним относятся улучшение системы управления процессом производства в условиях рыночных отношений, рост эффективности применения ресурсов предприятия, стабилизация механизма расчетно-платежных операций, верное определение источников формирования оборотных фондов.

Осуществляя анализ показателей рентабельности, уже полученные показатели необходимо соотнести с плановыми показателями, а также с такими же показателями предыдущих периодов и с данными компаний-конкурентов.