Анализ показателей рентабельности
Рентабельность – самый важный показатель деятельности предприятия, так как именно она отражает уровень доходности, эффективность и рентабельность бизнеса. Величина показателей рентабельности показывает соотношение эффекта с используемыми ресурсами или с вложенным капиталом.
Анализ показателей рентабельности осуществляется не только как оценка деятельности организации, но и в качестве инструмента ценообразования и политики инвестиций. Различают три группы показателей рентабельности:
- Показатели, основанные на затратном подходе (рентабельность основной деятельности, рентабельность продукции);
- Показатели, отражающие уровень прибыли от продаж (рентабельность продаж);
- Показатели, основанные на ресурсном подходе (рентабельность оборотного капитала, рентабельность основного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность совокупных активов).
При проведении анализа показателей рентабельности, следует применить определенную формулу для каждого показателя, а именно:
- Рентабельность активов = (Чистая прибыль/Средняя величина годового дохода)*100%,
- Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль/Средняя величина собственного капитала за год)*100%,
- Рентабельность продукции = (Чистая прибыль/Полная себестоимость продукции) *100%,
- Рентабельность производства = (Прибыль от реализации/Сумма общих затрат )*100%,
- Рентабельность продаж = (Операционная прибыль/Выручка предприятия)*100%
- и так далее.
Повышение уровня любого показателя рентабельности находится в зависимости от экономических процессов и явлений. В первую очередь к ним относятся улучшение системы управления процессом производства в условиях рыночных отношений, рост эффективности применения ресурсов предприятия, стабилизация механизма расчетно-платежных операций, верное определение источников формирования оборотных фондов.
Осуществляя анализ показателей рентабельности, уже полученные показатели необходимо соотнести с плановыми показателями, а также с такими же показателями предыдущих периодов и с данными компаний-конкурентов.