Управление расходами предприятия
Управление расходами – это средство достижения предприятиями высоких экономических результатов. Оно не сводится лишь к уменьшению затрат, а распространяется на абсолютно все управленческие элементы.
Процесс управления затратами осуществляется по следующей схеме. На стадиях калькулирования затрат и планирования прежде всего определяют предположительные объемы производства продукции.
После этого рассчитываются нормы расхода сырья энергоносителей, материалов по каждой единице. Устанавливаются расценки по видам работ. Это позволит рассчитать все переменные затраты на продукцию, то есть те затраты, которые будут пропорционально объемам производства изменяться.
Далее определяются неизбежные (постоянные) затраты. Неважно, будет ли предприятие производить продукцию, все равно нужно будет отапливать и освещать здания, охранять склады, выплачивать зарплату персоналу, начислять на основные средства амортизацию, платить налоги на имущество и так далее. Объемы этих затрат зависят от производственных мощностей предприятия, которые были сформирована, вероятно, многие годы назад. Руководство окажется не в состоянии изменить в краткосрочном периоде производственные мощности предприятия, потому что оно является своеобразным «заложником» неизбежных затрат, которые необходимо покрывать маржинальным доходом, то есть выручкой за минусом переменных затрат. В свою очередь маржинальный доход будет зависеть от структуры продаж продукции и объемов производства.
Управление расходами предприятия при неизменной мощности в краткосрочном периоде называют тактическим или текущим.
Стратегические процессы управления затратами связаны с изменением затрат неизбежных, потому что в результате инвестирования средств в основной капитал средств предприятия будут изменяться производственные мощности, а здесь уже все затраты будут считаться переменными.
Ключевая проблема процессов управления затратами –наличие хорошей маржи, то есть значительного удельного веса в выручке предприятия чистой прибыли. Чтобы обеспечить высокую маржу, необходимо будет выявить центры прибыли и центры затрат на территории предприятия и организовать между ними систему взаиморасчетов. Для этого можно будет утвердить внутренние (трансфертные) цены полуфабрикатов собственного производства и услуг, которые оказывают друг другу подразделения предприятия.