Эффект производственного левериджа
Эффект производственного левериджа (производственного рычага) состоит в изменении выручки от реализации продукции, что приводит к более динамичному изменению прибыли. Для целей расчета такого эффекта обе величины выражаются в процентах. Значение силы воздействия производственного рычага заключается в том, что он выступает в роли меры предпринимательского риска, относимого к организации. Повышение этого показателя влечет увеличение риска акционеров, рост порога рентабельности и так далее. Другими словами, это тот объем упомянутой выручки, при котором прибыль и затраты равны нулю.
Эффект производственного левереджа количественно выражается в соотношении постоянных и переменных расходов, а также в вариабельности прибыли до вычета налогов и процентов. Непосредственно последний показатель служит определению изменчивости производственного рычага и оценке влияния его на финансовые результаты деятельности компании. Уровень производственного левериджа получают следующим образом:
Lпр=Зпост/Зпер
На ряду с такой трактовкой анализ предприятия использует несколько иным образом полученное значение эффекта производственного рычага, которое представляет собой обратную величину порога безопасности.
Рост доли постоянных расходов соответственно позволяет говорить о высоком уровне производственного левериджа. В таком состоянии иногда даже самое незначительное варьирование объемов производства может повлечь достаточно сильное изменение прибыли, так как постоянные расходы для предприятия – неотъемлемая статья, с которой фирма должна считаться, независимо от того, производит она продукцию или нет.
Повышение производственного левериджа влечет более сильное изменение величины порога безопасности с учетом изменения объемов выпуска.
Варьирование производственного левериджа обуславливает изменение прибыли, которая выражает количественный аспект производственного риска. Соответственно, имеется прямо пропорциональная зависимость между левериджем и риском. То есть компании с наибольшими постоянными расходами несут и больший по сравнению с другими риск убытка в случае кризисных явлений в развитии рынка.
Таким образом, эффект производственного левериджа проявляет себя в том, что изменение выручки свидетельствует об изменении прибыли. При этом по мере роста уровня производственного левериджа усиливается и такое влияние.
Сама величина производственного левериджа служит показателем не только рискованности самой компании, но и того вида бизнеса, который соответствует сфере ее деятельности, так как исследуемое соотношение постоянных и переменных затрат относительно общей структуры отражает как особенности данной организации и ее политики, так и отраслевых особенностей присущей ей деятельности.