Маржинальный анализ рентабельности
Маржинальный анализ рентабельности может проводиться нескольким методиками. На постсоветском индустриальном рынке преимущественно используется способ, который не учитывает связь «затраты – объем – прибыль». В этом случае уровень рентабельности не рассматривается в зависимости от объема продаж. Обусловлено это тем, что изменение последнего влечет соразмерное увеличение прибыли и затрат. Хотя на практике такое пропорциональное изменение не может наблюдаться, поскольку определенная часть расходов относится к постоянным затратам.
Для того чтобы провести маржинальный анализ рентабельности продукции относительно всего предприятия в целом используют факторную модель:
Р = П / З = (УРПобщ*Удi (Цi-ьi)-А) / сумма (УРПобщ*Удi*ьi)+А
Такая методика принимает во внимание взаимосвязь объема продаж и показателя рентабельности. Так, например, падение объема на10 % может привести к снижению рентабельности до 4-5%.
Аналогичные способы вычисления использует анализ рентабельности продаж (оборота):
Роб = П В = (сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi)/-А) / сумма (УРПобщ*Удi*Цi)
Несколько отличается анализ рентабельности операционного капитала:
Р = Прп / КЛ = Прп +ПФР / В/Коб = сумма /УРПобщ*Удi (Цi-ьi)-А / (сумма УРПобщ*Удi*Цi)/Коб.
В таких расчетах следует сделать пояснение, что Коб – коэффициент оборачиваемости капитала; КЛ – средняя величина суммированного операционного капитала.
Рассмотренная методика имеет ряд преимуществ. Ее использование учитывает связь элементов модели: объема продаж, прибыли и издержек. Это обуславливает более высокий уровень прогнозирования и планирования финансовых результатов.
Немалый интерес для менеджера представляет такое понятие как удельная маржинальная рентабельность. Вычисляют ее как отношение между маржинальной рентабельностью и продолжительностью финансового цикла. Временные рамки последней охватывают диапазон от поступления сырья до фактического поступления денежных средств как оплаты за товар с вычетом времени от покупки сырья до произведения его оплаты. На основе показателя удельной маржинальной рентабельности компания находи ответ на вопрос, как оптимально уменьшать объем реализации при этом сохраняя прежний уровень маржинальной прибыли.
Значимость показателя удельной маржинальной рентабельности объясняется тем, что он способен отразить те изменения, которые не покажет показатель общей маржинальной рентабельности, поскольку анализирует производство по видам продукции.