Маржинальный анализ затрат

5

Маржинальный анализ затрат основан на делении затрат на постоянные и переменные. Последние, в свою очередь, претерпевают также деление на производственные, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы.

Маржинальный анализ затрат основан на делении затрат на постоянные и переменные. Последние, в свою очередь, претерпевают также деление на производственные, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие расходы. Чтобы определить, на какие расходы и с какой силой следует воздействовать в целях совершенствования финансовых результатов, проводят исчисление ряда показателей маржинального дохода.

Особое значение имеет модель безубыточности, которая строится на ряде допущений:

  • поведение выручки и затрат иллюстрируется с помощью линейной функции одной переменной – объема производства;
  • на протяжении всего планового периода переменные затраты и цени не претерпевают никаких изменений;
  • в течение планируемого периода не изменяется структура продукции;
  • можно точно измерить поведение переменных и постоянных затрат;
  • конец анализируемого периода характеризуется отсутствием на складах запаса готовой продукции или его незначительной величиной.

Маржинальный анализ затрат с помощью подобной модели безубыточности учитывает взаимосвязь объема производства, сбыта и величины прибыли от реализации, объема продаж, который является начальным значением обеспечения получения прибыли.

Рассчитывают точку безубыточности, характеризующую объем производства, соответствующего нулевой прибыли. В таком случае выручка и суммарные затраты равны между собой. Если объем выпуска станет уменьшаться, предприятие станет нерентабельным, если повышаться – хозяйственный процесс начнет приносить прибыль.

Большинство существующих формул применимы для вычисления безубыточности в случае, когда предприятие выпускает один вид продукции или когда имеет место фиксированная структура выпуска (пропорции различных видов неизменны). Если выпуску подлежат товары нескольких номенклатур, тогда учитывается доля постоянных затрат относительно каждого вида и структура производства этих товаров.

Также следует обратить внимание на точку закрытия предприятия. Ей соответствует такой объем выпуска, производя который, компания становится экономически неэффективной. Если фактические объемы производства и реализации ниже этого показателя, деятельность фирмы не оправдывает свое существование и приводит к ее закрытию. Если же упомянутые объемы выше значения показателя, то следует продолжать работу организации, даже если она получает убытки.

Оценка риска также производится путем вычисления «кромки безопасности» - разности фактических и критических объемов выпуска и реализации. Эти данные нашли широкое применение в процессе прогнозирования затрат, что объясняется доступностью расчетов, их простотой и наглядностью.

Если такие показатели комбинированно использовать с иными показателями и методиками, можно получить достаточно точные результаты анализа, что значительно упростит управленческую деятельность.