Методики рейтингового анализа

2

При различных состояниях показателей крайне важно измерить финансовое состояние, основываясь на рейтинговой оценке. Чаще всего методики рейтингового анализа применяются для распределения предприятий по группам в зависимости от риска. Минусом методики является то, что она не принимает во внимание отраслевую специфику каждого конкретного случая. В литературе представлены многие методики рейтингового анализа, однако наиболее широкое распространение получил метод сравнения с эталоном. В качестве эталона принимаются не предположения специалистов, а высокие реальные показатели. Данный подход обеспечивает конкуренцию среди производителей, ведь каждый из них старается произвести товар лучше, чем другие компании.

Алгоритм, по которому производится сравнительная рейтинговая оценка финансового положения:

  1. Начальные данные располагаются в виде матрицы, где номер строки совпадает с номером показателя, а номер столбца – с номером организации.
  2. В каждой строке вычисляется максимальный показатель, после чего он заносится в столбец эталона.
  3. Исходные данные стандартизируются по формуле хij = aij / max aij 
  4. Завершающим этапом является определение рейтинговой оценки каждого предприятия и сортировка организаций в зависимости от полученного значения.

Условия, которым должна соответствовать система финансовых показателей:

  • Коэффициенты обязательно должны быть предельно информативными и давать все данный для составления целостной картины финансовой устойчивости организации.
  • Помимо этого, они должны обладать одинаковой направленностью (т. е. повышение коэффициента значит, что происходит улучшение состояния финансов).
  • Все показатели должны обладать диапазоном допустимых значений (минимальные и максимальные численные границы).
  • Финансовые показатели необходимо вычислять, используя только данные бухгалтерской отчетности.
  • Финансовые коэффициенты должны позволять проведение рейтинговой оценки предприятия как в рыночном пространстве (т. е. в соотнесении с другими организациями), так и во времени (за определенный ряд периодов).