Методы оценки экономической эффективности инвестиций
Методы оценки экономической эффективности инвестиций подразделяются на два основных класса:
- методы дисконтирования
- простые методы.
Простые методы дают нам возможность очень быстро и на основании достаточно простых расчетов выполнить оценку экономической эффективности. Эта информация является достаточно полезной, так как, если какой-либо проект отклоняется по простым показателям, то мы можем быть абсолютно уверенными в том, что данный проект будет отклонен и по более сложным показателям.
Методы оценки экономической эффективности инвестиций постулируются на том, что организация может оплачивать инвестиции из амортизационных отчислений и из своей чистой прибыли. Это объясняется тем, что чистой прибылью продолжает распоряжаться предприятие, которое самостоятельно решает, как поступить с этой прибылью; по своей сути амортизационные отчисления предназначены для инвестиций. Простые методы оценивают простой срок окупаемости (ПСО), простую норму прибыли (ПНП) и точку безубыточности (ТБ) проекта.
В свою очередь, в основе методов дисконтирования лежит сравнение денежных поступлений в некоторые периоды времени. И только данная процедура дисконтирования дает нам возможность максимально полно учесть стоимость капитала на разных уровнях проекта, риски и инфляцию.
Также существует несколько методов оценки эффективности инвестиций, основанных на дисконтировании:
- показатель доходности;
- метод внутренней нормы прибыли;
- дисконтированный период окупаемости инвестиций;
- метод, так называемого, аннуитета;
- метод чистой приведенной стоимости (метод чистой текущей стоимости, метод чистой дисконтированной стоимости).
Существует две основные аксиомы, которые не нуждаются в доказательствах (это объясняется тем, что эти аксиомы не перечат нашему практическому опыту и интуитивно понятны для нас) и служат для расчета инвестиционных проектов.
- Первая аксиома. Инвестор всегда имеет выбор для вложения некоторых средств (это явление также называют принципом арбитражного ценообразования).
- Вторая аксиома. Сегодня рубль стоит больше, чем он будет стоить завтра (это явление имеет название временной стоимости денег).
Первая аксиома очень проста и понятна и не нуждается в пояснении. Но будет нелишне в очередной раз упомянуть, что бизнес-планы являются достаточно весомым аргументом в борьбе за инвестиции. Основными причинами того, что сегодня рубль стоит больше, чем он будет стоить завтра, являются:
- возможность альтернативного использования денег;
- риски проекта;
- инфляция.