Методы стратегического планирования
Основное отличие стратегического планирования от прочих видов – это его принципиальная направленность не внутрь предприятия, а вовне, то есть происходит переход от «закрытой организации» к «открытой организации», предопределяющий применение новых методов, в частности всесторонний анализ изменений среды, а также выработка различных адекватных адаптивных реакций.
Помимо учета тенденций внешней среды, стратегическим планированием интегрируются все последние достижения в сфере методов планирования. Данный метод значительно более сложен и многогранен. В арсенал новых методов, которые используются в стратегическом планировании, входят следующие: модели анализа инвестиционных портфелей, адекватное применение сценарного планирования, детальная разработка ситуационных планов развития, использование системы экспортных оценок, применение разнообразных аналитических матриц по исследованию альтернатив возможного развития.
На различных этапах применяют разные методы и устанавливаются разные задачи. Первым шагом должен быть анализ перспектив предприятия. Задачей этого шага является выявление тех тенденций и отдельных «чрезвычайных» ситуаций, способных существенно поменять сложившиеся тенденции.
Следующим шагом является подробный анализ позиций при конкурентной борьбе. Его основной задачей является определение того факта, насколько сильно можно улучшить результаты работы компании и улучшить конкурентную стратегию в определенных видах деятельности, которые характерны для предприятия.
Третий шаг получил название метода выбора стратегии: здесь сравниваются перспективы предприятия в разных видах деятельности и устанавливаются приоритеты с распределением ресурсов между разными видами деятельности для того, чтобы обеспечить будущую стратегию.
Если предприятие не желает удовлетворяться имеющимися возможностями, тогда применяется анализ путей диверсификации. Его главной целью является оценка недостатков имеющегося набора разновидностей деятельности, а также определение новых разновидностей деятельности, к которым следует перейти предприятию.
Методы стратегического планирования могут включать жесткую и гибкую схемы построения стратегического плана, причем гибкая схема является более предпочтительной, однако она требует специальным образом подготовленных специалистов. Процесс планирования осуществляют поэтапно в определенной последовательности, зависящей лишь от внутренней логики расчетов.