Особенности функционально-стоимостного анализа

5

Функционально-стоимостной анализ (ФСА, АВС - Activity Based Costing) представляет собой технологию, позволяющую оценить реальную стоимость продуктов либо услуг безотносительно к организационной структуре предприятия. И прямые, и косвенные расходы распределяют по продуктам или услугам в зависимости от объемов требуемых на каждом этапе производства ресурсов. Действия, проводимые на всех этапах в контексте ФСА, называют функциями (activities).

Основная цель ФСА состоит в том, чтобы обеспечить правильное распределение средств, которые выделяются на производство продукции либо на оказание услуг, по прямым или косвенным издержкам. Это позволяет оценить расходы компании наиболее реалистично.

По сути, метод ФСА действует по следующему алгоритму:

  1. Определяют последовательность функций, необходимых для того, чтобы произвести конкретный товар или оказать услугу.
  2. Для каждой функции определяют совокупные годовые затраты и число рабочих часов.
  3. На основе оценок в пункте 2 для каждой функции определяют количественную характеристику источника издержек.
  4. После того как для каждой функции определятся источники их издержек, проводится финальный расчет затрат на производство определенного продукта или услуги.

Далее, следует решить некоторые вопросы, связанные с запланированной доходностью:

  • определить, диктуется ли рынком уровень цен или же можно установить такую цену продукции, которая даст возможность получить планируемую прибыль?
  • следует ли вводить планируемую надбавку на расходы, которые рассчитываются о методу ФСА по всем операциям одинаково или часть функций дает больший доход в сравнении с другими?
  • как будет соотноситься с показателями ФСА конечная продажная цена продукции?

Если исходная оценка издержек проведена правильно, то до выплаты налогов доход будет равняться разности между ценой продажи и затратами, заранее рассчитанными по методу ФСА. Помимо этого, сразу станет ясно, какие продукты или услуги окажутся убыточными в производстве (при реализации их цена будет ниже, чем расчетные затраты). На основании этих данных можно сразу принять некоторые корректирующие меры, включая пересмотр стратегии и целей бизнеса на ближайший период.

Итак, используя функционально-стоимостной анализ, компании могут быстро оценить объемы прибыли, ожидаемые от производства определенных товаров или услуг.