Оценка рыночной стоимости предприятия

5

Предприятие — это абсолютно самостоятельный хозяйствующий субъект, который имеет права юридического лица, который производит продукцию, услуги, товары, выполняет работы, занимается разными видами экономической деятельности. 

На практике оценка рыночной стоимости предприятия сводится к определению рыночной стоимости всего предприятия или его доли (это зависит от поставленной перед оценщиком задачи).

Оценка рыночной стоимости предприятия производится в некоторых случаях:

  • оценивается стоимость бизнеса для того, чтобы определить стоимость залогового обеспечения при получении кредита;
  • оценивается стоимости предприятия для того, чтобы определить страховую стоимость при страховании бизнеса в целом или его частей;
  • оценивается стоимость компании для проведения реструктуризации или ликвидации бизнеса;
  • оценивается стоимость компании для того, чтобы совершить сделку купли-продажи частично или целиком – в данном случае оценка проводится согласно федеральным законам;
  • оценивается стоимости предприятия в целях проведения анализа и, в итоге, повышения стоимости предприятия – в данном случае, оценка компании делается для руководства или аналитического отдела.

Существует несколько подходов к оценке стоимости предприятия:

  • Оценивая стоимость предприятия с позиции затратного подхода, за основу мы берем стоимость его имущества (совокупности нематериальных и материальных активов). Данный подход основан на типичных представлениях и мотивации расчетливого покупателя, который не будет платить за то или иное предприятие больше, чем стоят его активы.
  • Оценивая стоимость предприятия с позиции доходного подхода, за основу для расчетов берем доход, который может получить компания в будущем. Данный подход основывается на ожиданиях инвесторов, которые определяют стоимость компании, основываясь на прогнозах по поводу величины доходов от предприятия, которые могут быть получены в будущем, а не наличием у компании тех или иных активов.
  • Используя сравнительный подход в оценке стоимости предприятия, за основу берем мнение свободного рынка, которое выражено в ценах сделок купли - продажи таких же предприятий или их акций (долей). Этот подход основывается на принципе замещения, который гласит, что стоимость компании не может сильно отличаться от стоимости другой компании, которая обладает эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.