Расчет рентабельности продаж
Как известно, рентабельность продаж – это часто используемый показатель финансовой результативности деятельности компании, показывающий, какую конкретно часть выручки предприятия составляет его прибыль. При этом в качестве финансовых результатов в расчетах могут применяться самые различные показатели прибыли, что напрямую обуславливает существование разнообразных вариаций данного показателя. Чаще всего используются следующие: операционная рентабельность (англ. - return on sales, или ROS), прибыльность продаж компании по валовой прибыли (англ. gross profit margin) и доходность реализации товаров компанией по чистой прибыли (англ. net profit margin).
Расчет рентабельности продаж (формула) представлен ниже: Рентабельность продаж компании по валовой прибыли = Валовая прибыль предприятия / Выручка.
В данном случае валовая прибыль равна разнице между 2 ключевыми элементами "Отчета о доходах и убытках", а именно - выручкой и себестоимостью проданных товаров.
Еще одним ключевым для предприятия показателем является операционная прибыльность. Рассчитать ее достаточно легко. Обычно формула выглядит так: Операционная прибыльность = EBIT / Выручка где EBIT – это доход до вычета процентов и налогов.
Кроме того, для компании важно знать, каковы доходы от реализации по чистой прибыли. Здесь ей помогает следующая формула: Доходность продаж компании по чистой прибыли = Чистый доход предприятия / Выручка.
Стоит отметить, что для расчета всех вышеприведенных показателей рентабельности используются данные, содержащиеся во второй форме бухгалтерской отчетности, а именно – в "Отчете о доходах и убытках".
Обычно нормальное значение доходности продаж определяется отраслевыми и другими особенностями работы компании. При равной финансовой эффективности, для предприятий с длительным циклом производства, прибыльность продаж будет заметно выше, а для различных "высокооборотных" видов деятельности – намного ниже. Рентабельность продаж всегда показывает, убыточная или прибыльная деятельность предприятия, однако не дает ответа, насколько выгодными являются вложения капитала в данную организацию. Чтобы ответить на данный вопрос, в компаниях рассчитывают показатель рентабельности капитала предприятия и его активов (а именно - прибыльность собственного капитала, доходность инвестированного капитала).