Развитие маркетинга в России
Первые зафиксированные упоминания о таком понятии как «маркетинг» в российской литературе принято относить к концу 50-х, началу 60-х годов. При этом, так как этот процесс родился за рубежом, в так называемом «западном буржуазном обществе», то его всячески критиковали на страницах советской печатной продукции.
И это было вполне нормально, так как в те времена СССР не придавал никакого значения зарубежным веяниям и трендам. Cитуация начала менятсья в лучшую сторону лишь после 1975 года, когда состоялось Хельсинское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Помимо многих других документов тут был подписан и документ, согласно которому дальнейшее развитие международных экономических связей должно было осуществляться с учетом всех современных тому времени принципах. В том числе и на принципах маркетинга. Советская Россия на этот раз не осталась в стороне от мирового прогресса и создала маркетинговый отдел, который подчинялся Торгово-промышленной палате. Таким образом, СССР негласно подтвердил, что маркетинг возможен в условиях коммунизма и социализма.
Следующим этапом для дальнейшего экономического развития России стали 90-ые годы. СССР был уничтожен, а вместе с ним – и советская экономическая система, основанная на выполнении планов. Начался новый, рыночный период в развитии российской экономики.
Начиная с 2000-ых годов, российская экономическая тенденция окончательно установилась, и в ней не самую последнюю роль заняла маркетинговая политика. Масса российских гуманитарных вузов готовит специалистов в это отрасли. Россия перестала быть закрытой страной и начала активно впитывать прогрессивный западный опыт: российский маркетинг во многом основан на западной традиции.
Чем же так важен этот процесс для российской экономики?
Российские компании и фирмы стремятся на мировой рынок, а без современных знаний во всех экономических отраслях, включая и маркетинговый сегмент, добиться мирового признания невероятно сложно, порой даже невозможно.
Маркетинг является одним из рычагов успокоения неспокойной российской экономики, которая должна стать более стабильной для того, чтобы на равных конкурировать с экономическими лидерами.
Маркетинг позволяет урегулировать экономическую деятельность не только между государствами и на мировой арене, но и внутри страны. Товарным рынкам внутри России еще многое предстоит пройти. Поэтому поэтапное внедрение современных маркетинговых технологий так важно для России. Сразу же использовать сегодняшнюю американскую или немецкую экономическую модели не получится. Постсоветскому пространству надо пройти тот же путь, который прошел и Запад, только сделать это в максимально сжатые сроки.
Сегодня маркетинг в России воспринимается скорее как торговая деятельность, направленная на получение прибыли. Но ведь это не совсем так. Маркетинг это еще и организационный критерий компании, с помощью которого можно исследовать рынок сбыта, предпочтения потребителей, поведение конкурентов и многое другое. Маркетинг на западе – это информация, а в 21 веке важнее этого ничего нет.
Когда российская экономическая система придет к этому, сменит «рынок продавца», на «рынок покупателя», то тогда маркетинг раскроет себя в полной мере. Ведь он включает в себя не только коммерческий аспект. Маркетинг может активно развивать и такие важные сферы социума как медицина, культура, образование.