Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия
Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия основана на методике и теории финансового анализа организации при использовании рейтинговых значений. Назначение такой оценки, например, может состоять в распределении компаний по уровню риска взаимодействия с ними банка.
В этом случае надежность финансового состояния организации характеризуется ее способностью удовлетворять платежные требования по договорам, возвращать суммы по кредитам и процентам, выполнять обязанности по налогообложению, выплачивать заработную плату работникам. При этом все обязательства должны совершаться своевременно. Это и есть основа платеже- и кредитоспособности компании.
В целом, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия учитывает все важнейшие показатели операционной и финансовой деятельности организации и включает в себя несколько этапов:
- сбор и обработка информации за отчетный период;
- обоснование используемой системы показателей и их классификация;
- расчет итоговых значений показателей рейтинговой оценки;
- сравнение предприятий и их классификация по рейтингу.
Сущность рейтинговой оценки состоит в том, что каждый показатель финансового состояния компании сравнивается с результатами некого эталонного условного предприятия, которые являются наилучшими по всем сравниваемым пунктам. Таким образом, основа рейтинговой оценки – это наиболее удовлетворительные показатели из сложившейся в практике совокупности сравниваемых объектов, а эталон – наиболее удачливый конкурент.
Такой подход следует назвать более практическим, чем научным, т.к. каждый самостоятельный субъект хозяйствования стремится достигнуть уже полученных его конкурентом результатов и опередить его.
Эталонное предприятие может быть универсальным, т.е. эта организация может быть выбрана из самых различных отраслей, не зависимо от специализации. Но оно может быть сформировано из совокупности объектов одного типа, например, только работающих в сахарной или табачной промышленности.
Более распространенным является универсальное эталонное предприятие. Может возникнуть вопрос по поводу сравнения финансовых показателей, ведь мы имеем дело с различными сферами. Однако это не является препятствием, т.к. они могут быть сопоставлены и в отношении разнородных объектов.
Существует множество методик расчета рейтинговой оценки, которые ранжируются в зависимости от объекта оценки и ее цели. Есть свои методики для определения кредитоспособности и платежеспособности, деловой активности компании, универсальные алгоритмы и множество других.
Один из самых быстрых способов предполагает использование всего трех показателей:
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент критической ликвидности;
- коэффициент автономии.
Коэффициенты внутри своей группы располагаются по трем классам, и для каждого показателя устанавливается рейтинговое значение. Путем умножения классности каждого показателя на его рейтинговое значение и получаем рейтинговую оценку, в зависимости от которой предприятия подразделяются на 4 класса, среди которых наиболее удачливой является организация первого класса.