Факторный анализ себестоимости продукции

Факторный анализ себестоимости продукции
0

Себестоимость того или иного товара, работы или услуги - это один из важнейших показателей финансовой эффективности производства. Иными словами, в понятии «себестоимость» отражены разные стороны деятельности организации. В этом понятии, как правило, аккумулируются результаты от использования производственных ресурсов. Важно отметить, что экономические результаты любой фирмы, а также темпы воспроизводства и финансовое состояние того или иного предприятия зависят от величины себестоимости (то есть, величины удельных затрат).

Следует обратить внимание на то, что себестоимость товарной продукции, как правило, включают в себя затраты организации на сбыт и производство реализованной продукции в контексте калькуляционных статей о расходах.

Факторный анализ себестоимости продукции имеет огромное значение в экономике и финансовом анализе. Он определяется тем, что себестоимость представляет собой важнейший качественный показатель, который описывает финансовую эффективность производства, а также тем, что, базируясь на основе его анализа, субъект сможет выявить свои резервы и определить те пути, которые позволят увеличить конечные результаты при минимальных финансовых, трудовых и материальных затратах.

Таким образом, факторный анализ себестоимости продукции позволит менеджеру или руководителю выяснить, каковы тенденции изменения этого показателя (себестоимости), как выполняется план по его уровню, а также, что немаловажно, определить, как влияют те или иные факторы на ее прирост; и уже на этой основе можно рационально оценить работу фирмы по использованию ее возможностей и попробовать установить определенные резервы, чтобы снизить себестоимость товаров или услуг. Факторный анализ себестоимости продукции состоит в:

  • рассмотрении основных факторов, участвующих в ее формировании (к примеру, увеличение или уменьшение постоянных или переменных издержек;
  • определении основных статей затрат: материалов, энергии, или трудовых ресурсов, определив долю каждого из этих факторов (к примеру, преобладание доли зар. платы в той же себестоимости говорит о том, что этот процесс трудоемок).

Зависимость изменения уровня себестоимости доли продукции от факторов первого порядка изучается при помощи нижеприведенной факторной модели:

С(j) = F(j) / Q(j) + V(j)

где: С(j) – это себестоимость продукции j-ого вида; F(j) –величина постоянных расходов по j-ому продукту; Q(j) – размер объема производства по j-ому продукту; V(j) – величина переменных расходов по j-ому продукту.