Сокращение банков в Украине: защита потребителей или риск для банков?

Сокращение банков в Украине: защита потребителей или риск для банков?
0

Последние два года банковский рынок Украины ощутил существенные трансформации. С рынка исчезло более 70 банков. Финансовый кризис на себе почувствовали все банки, но не все дошли до финишной прямой.

Вероятно, очистка рынка, которую затеяли правительство с Национальным банком, будет продолжаться. Очевидно, что сейчас также необходимы действия со стороны власти, которые способствовали бы укреплению позиций банковского сектора на финансовой карте мира. Для этого нужно дать возможность всем участникам рынка работать в равных условиях, а не предоставлять искусственные преференции государственным банкам.

Два года назад география украинского банковского сектора начала радикально меняться. С целью обеспечения безопасности госслужащих от разного рода финансовых афер, украинский НБУ начал очистки банковского сектора от ненадежных игроков рынка. Однако, очистки системы сопровождалось значительной девальвацией и ухудшением деловой конъюнктуры. Поэтому с рынка исчезли также те банки, которые могли бы существовать дальше, если бы не глубокий финансовый кризис. Банки, которые смогли пройти сквозь самые сложные времена, очевидно имеют достаточно устойчивые модели развития и поддержку акционеров. Главное – защита информации от доступа http://astralnalog.ru/products/security/ и серьезные намерения работать на рынке.

Среди главных тенденций консолидации банковского сектора – возрастание роли государственных банков в Украине. Если в начале года они занимали 20% рынка, то всего за год их охват увеличился почти на 10%, заполнив почти 30% сектора.

Так, в течение 2015 года Кабинет министров издал три постановления, согласно которым все без исключения вынужденные переселенцы для получения пенсий, денежной помощи так других социальных выплат, вынуждены открывать счета только в государственных банках.

Кроме того, начат процесс корпоратизации государственных банков, что является вполне логичным шагом, учитывая хорошие возможности государства в вопросах инструментария (или налогового, или денежно-кредитного) для направления деятельности других банков в необходимое для государства русло. В конце января 2016 Кабинет министров принял новое, которое получило широкий резонанс, вызвав много дискуссий среди экспертов. Согласно тексту постановления, на обслуживание бюджетников могут претендовать только самые крупные банки страны, доля активов которых составляет не менее 1% от всей банковской системы. По подсчетам НАБУ, таких в Украине насчитывается 13 из 102 ныне действующих, без учета государственных банков. При этом государственные банки уполномочены обслуживать бюджетников вне всяких конкурсов.

Учитывая, что в программе реформ 2020 заложены такие базовые принципы, как европейская интеграция и сбалансированность экономических интересов через формирование рыночной конкурентоспособной среды, минимизировать непредвиденные риски в банковском секторе возможно путем концентрации на сотрудничестве с участниками рынка.