Управление дебиторской задолженностью

5

Дебиторская задолженность представляет собой один из активов компании. Равно как любые другие активы, она требует управления, предполагающего определенный комплекс действий, направленных на возврат долгов. 

Проблема возврата дебиторской задолженности в наибольшей степени актуальна для компаний торгового профиля. Однако и все прочие компании, которые реализуют свою продукцию или же оказывают услуги, с ней знакомы. Заключая различные сделки, одна сторона просит отсрочить платеж, но, получив товар, оплату вовремя не производит. В результате появляется так называемая дебиторская задолженность . Компания может ее заметить не сразу, потому что, как правило, отсутствует регулярная процедура контроля. Наличие дебиторки зачастую обнаруживается «вдруг», когда при якобы хорошей финансовой отчетности деньги исчезают со счетов и из кассы. Только после этого руководители начинают задумываться и приступают к решению этой проблемы.

Обычно управление дебиторской задолженностью ведется по двум направлениям. Первое из них — принятие мер по возврату долгов, второе — не допускать возникновения новых долгов. Важно понять, каковы размеры и сроки дебиторской задолженности, в каком из подразделений она образуется, каким был тип сделки. После чего следует изменить работу компании так, чтобы просроченные безнадежные долги не образовывалась в будущем.

Для всестороннего анализа имеющейся дебиторской задолженности недостаточно одной лишь бухгалтерской информации, к тому же, эта информация нуждается в структурировании. Для этого потребуются соответствующие отчетные формы, где имеющаяся дебиторская задолженность будет представлена в разрезе сумм, мест возникновения и сроков давности. Это могут быть, к примеру, подразделения и типы сделок, при которых образовалась задолженность. Полезно также иметь информацию об ответственных лицах, которые ее допустили. Степень детализации информации будет зависеть от размеров и сферы деятельности компании, от числа имеющихся клиентов и отношений, выстроенных с ними.

Дебиторская задолженность в качестве актива компании имеет свою стоимость. Управленческому персоналу следует понимать, что чем больше пройдет времени, тем меньшей будет вероятность вернуть клиентские долги. Помимо этого, стоимость дебиторки меняется с течением времени, потому что необходимо учитывать инфляцию и ставку рефинансирования.

Таким образом, чем раньше вы погасите дебиторскую задолженность, тем более высокими будут финансовые результаты вашей компании.