Этапы развития маркетинга
Теория маркетинга возникла в результате перенасыщения рынков и проблем сбыта товаров в США. Увеличивалось количество продукции на рынке, спрос отставал от предложения, в результате этого замедлилось продвижение товаров к покупателям. Появилась необходимость в новых инструментах продвижения, реализации товаров. Основное внимание уделяли организации торговли, сбыта и рекламы.
Этапы развития маркетинга связаны с развитием рынка, а также с рыночной ориентацией предприятий.
Историки выделяют следующие этапы развития маркетинга:
Первый этап
Характерна ориентация на производство (1860-1930). Производители любыми способами пытались продать потребителю товар. При изменении качества товаров не учитывались интересы и желания потребителей. Спрос превышал предложение, конкуренция была низкой.
Второй этап
Маркетинг был ориентирован на сбыт продукции (1930-1950). Увеличилась конкуренция на рынке. Стали применяться различные способы воздействия на потребителей, чтобы заставить их купить товар. Неудовлетворительный спрос стимулировался такими способами, как рассрочка платежа, кредиты. Маркетинг приобрел комплексный характер и превратился в один из главных инструментов продвижения продаж и увеличения спроса.
Третий этап
На этом этапе (1950-1960) формируется рынок потребителя, расширяется его ассортимент, он насыщается товарами. Началась эра маркетинга, он стал неотъемлемой частью теории обслуживания. Увлечение маркетингом распространилось на университеты и школы, на больницы, полицию и церкви.
Четвертый этап
Для этого этапа характерно маркетинговое управление продажами и производством продукции (1960-1990), наличие долгосрочных планов деятельности организации, целенаправленное и системное исследование рынка, комплексные методы формирования спроса, ориентация на новизну продукции.
Пятый этап
Возникли новые, более эффективные информационные технологии(1990-настоящее время), возникли новые возможности удовлетворения потребностей. Расширяется сфера деятельности компаний, формируется послепродажный рынок.
В целом, развитие маркетинга происходило плавным образом. Стремительный рост наблюдался лишь в послевоенное время, что было вызвано ужесточением на рынке. Для продажи товаров нужно было знать больше о покупателях и рынке. Но это не значит, что маркетинг не развивается как наука. Рынок развивается стремительным образом, а вместе с этим развивается и искусство продавать.