Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
Под комплексным экономическим анализом понимается метод получения цельных знаний о хозяйственной деятельности. Главные принципы комплексного анализа — всесторонность, системность, одновременность, согласованность и наличие единой цели.
Объектами комплексного анализа могут являться отдельные подразделения предприятия, отдельные сегменты деятельности, центры затрат, прочие центры ответственности. Однако основным объектом комплексного анализа считается организация в целом.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предполагает всестороннее изучение деятельности организации (снабжение, производство товаров, продажа и потребление), использование разных видов анализа деятельности (финансовый и производственный, выборочный и сплошной, прогнозный, ретроспективный, межхозяйственный и внутрихозяйственный сравнительный анализ, социально-экономический анализ, анализ внешнеэкономических связей, балансовый и факторный, горизонтальный, вертикальный, коэффициентный и трендовый, стохастический и детерминированный, технико-экономический, функционально-стоимостный и др.). Тем не менее, комплексный анализ не ограничивается только суммированием видов анализа отдельных сторон производства и обобщающих показателей.
Другое обязательное условие комплексности анализа - единая цель, которая позволяет объединить в общую систему отдельные направления анализа и факторы производства. Единая цель является началом согласования результатов анализа экономической деятельности предприятия в целом с результатом анализа отдельных его сторон.
Внедрение методов комплексного анализа хозяйственной деятельности должно способствовать комплексному выявлению и числовой оценке резервов предприятий с отказом от исчисления умозрительных "счетных" резервов, которые образуются в результате изолированного, локального анализа отдельных показателей деятельности организации.
Комплексный анализ коммерческой организации, целью которой является получение прибыли, должен учитывать все факторы, включая повышение уровня рентабельности и укрепление финансовой устойчивости, то есть все основные блоки групп показателей. Особенно такой анализ необходим при формировании бизнес-плана, при подведении итогов его выполнения и при комплексной оценке хозяйственной деятельности.