Методика маржинального анализа
Сразу обозначим различия между рассматриваемыми нами понятиями: Метод – путь, способ достижения цели; Методика – это совокупность применяемых методов.
Методика маржинального анализа появилась в 1930 г. Ее разработчиком является американский инженер Уолтер Раутенштрах.
С помощью такой методики проводится анализ:
- безубыточного объема продаж (мертвой точки, порога рентабельности, точки окупаемости издержек, безубыточности);
- зоны безубыточности предприятия;
- необходимого объема продаж при заданной величине прибыли;
- критических уровней постоянных;
Принимая во внимание ее достижения, принимаются управленческие решения по изменению ассортимента продукции и выбору способов изменения производственных мощностей.
Методика маржинального анализа в качестве своей основы может использовать:
- информацию о затратах и общем объеме продаже в целом по предприятию;
- показатели маржинального дохода в перерасчете на одну единицу продукции.
Методика маржинального анализа получает наибольшее распространение и опережает по рейтингу традиционную, привлекая более полным изучением взаимосвязи между рассматриваемыми показателями и более точным измерением влияния факторов. При анализе экономической деятельности предприятия такое преимущество многие иллюстрируют сравнением с методикой факторного анализа.
Преимущество методики маржинального анализа состоит в том, что проведенный анализ представляет нам данные не только о непосредственных связях и зависимостях, но и об опосредованных. Таким образом, нелепо спорить о повышении эффективности менеджмента.
Если вести речь о рентабельности какого-либо продукта, то традиционные методики не учитывают характерную для методики маржинального анализа взаимосвязь «затраты – объем – прибыль». В результате чего, как правило, не учитывается фактор влияния объема продаж на уровень рентабельности.
Маржинальный анализ рассматривает показатели трех групп; себестоимость, объем и прибыль. Методика, соответственно, существует относительно каждого параметра, характеризующего состояние экономики предприятия на основе взаимосвязи указанных групп.
Так, например, в основу расчета точки безубыточности положены такие методы, как аналитический, маржинальный и графический.
Методика маржинального анализа обладает богатой базой методов. Существуют системы допущений и условий. Достаточно досконально проработана актуальность такой методики в современных условиях.