Мотивация персонала в организации

5

Мотивация труда — важнейшая функция менеджмента в виде стимулирования работника к деятельности по достижению целей предприятия, путем удовлетворения их собственных потребностей.

Мотивацию бывает экономическая (материальная) и неэкономическая (моральная). Обычно трудовая мотивация динамична и ее трансформация зависит от изменения не только окружающей работник социальной действительности, но и его личности (например, системы его ценностей). Побуждается же трудовая деятельность одновременно несколькими мотивами, которые иерархично выстроены. Как правило, если социально-экономические условия благоприятны, отвечающие элементарным потребностям мотивы подчиняются духовным, более высоким, мотивам. И наоборот, если социальная ситуация неблагоприятна, то на первый план выступят мотивы, которые связаны с удовлетворением только элементарных потребностей.

Мотивация персонала в организации — некая система мероприятий, которая должна учитывать интересы не только компании, но и ее сотрудников. Причем, когда интересы фирмы и мотивы ее деятельности в большинстве случаев понятны всем сотрудникам, то мотивы и интересы конкретного человека не всегда очевидны. В этом и кроется причина части ошибок менеджмента, не имеющего механизмов идентификации мотивов сотрудников. Даже сегодня некоторые продвинутые компании мотивы персонала распознают на стадии принятия сотрудника на работу через тестирование, что, в итоге, исключает выявления его мотивов уже после увольнения.

Безусловно, мотивацию лучше проводить адресно, с индивидуальным подходом и дифференциацией сотрудников по:

  • степени ценности (специалисты с высокой квалификацией, молодежь, представители дефицитных профессий и т. п.);
  • статусному различию (должность, категория, разряд и т. д.);
  • стажу работы;
  • некоторым другим признакам.

Все это будет способствовать выработке эффективных технологий и форм их реализации, позволит избежать «уравниловки» в социальных гарантиях и благах, а также побудит работников выполнять с большей отдачей поставленные задачи. Для этого можно предоставления ему, к примеру, индивидуальный социальный пакет или набор различных услуг.

Еще одна существенная проблема, от которой зависит мотивация персонала в организации - сложившиеся в сознании работников стереотипы, проявляющиеся в падении имиджа труда. Именно поэтому, трудовая мотивация рассматривается как сложное явление для глубокого научного анализа. А выбор методов и форм стимулирования на конкретном предприятии должен зависеть от воздействующих мотивов.