Анализ затрат на производство продукции
Анализ затрат на производство продукции даёт нам возможность оценить уровень доходности отдельных сфер деятельности, насколько выгодны участки и отдельные виды продукции; получить информацию об уровне производства на данный момент и внести некоторые изменения в течение отчетного периода; также результаты анализа используются для установления цен на продукцию и выработки тактики продаж; использовать ресурсы эффективно.
Главной особенностью анализа затрат является то, что главным его инструментом является анализ структуры, и в том числе динамики затрат (горизонтальный и вертикальный анализы). Анализ затрат на производство продукции производится по следующим направлениям:
- анализ прямых трудовых затрат и материальных;
- анализ косвенных затрат с их разделением на постоянные и переменные;
- анализ затрат с их дальнейшим разделением по их функциональному участию в производственном процессе.
В целях более правильно установления уровня трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости продукции, работ и услуг затраты классифицируются по статьям калькуляции либо по элементам процесса производства.
Затраты классифицируются по экономическим элементам следующим образом:
- материальные затраты (сырье, топливо, энергия, материалы);
- амортизация нематериальных активов и основных фондов;
- затраты на выплаты зарплат;
- затраты на медицинское и социальное страхование;
- затраты на прочие нужды.
Кроме этого затраты могут быть классифицированы с учетом места их возникновения и их назначения (классификация затрат по калькуляционным статьям).
Еще существует практика группировки затрат по способу их деления на отдельные виды продукции (косвенные и прямые) и в зависимости от процесса изготовления продукции (накладные и основные).
- Основные затраты;
- Накладные затраты
- Прямые затраты;
- Косвенные затраты.
Независимо от классификации затраты могут быть охарактеризованы по следующим показателям:
- затраты на единицу стоимости реализованной или произведенной продукции;
- на единицу продукции;
- сумма всех затрат на продукцию или ее часть.