Факторный анализ показателей рентабельности организации

5

Факторный анализ показателей рентабельности организации используется при необходимости определения соотношения, в котором различные по своей природе факторы воздействуют на прибыльность того или иного предприятия. На рентабельность влияет ряд факторов, среди которых основными являются:

  • Изменения в структуру производимой продукции,
  • Непосредственная стоимость товара и
  • Средние показатели по реализационной цене.

Действие этих показателей на рентабельность предприятия чаще всего вычисляется при помощи метода последовательной подстановки получаемых значений в исходную формулу. Естественно, что прибыльность отдельного вида товара выражается через соотношение собственной стоимости (С) и цен, по которым происходит его реализация (Ц):

R=(Ц-С)/С=Ц/С – 1

С помощью приведенной формулы определяется прибыльность всех видов производимых товаров. Проводя расчет, необходимо учитывать причины, повлиявшие на изменение начальных показателей (себестоимость и цена реализации), после чего по методу пропорции находится их воздействие на общую рентабельность предприятия.

Проведение факторного анализа по каждому отдельному виду товара позволяет наиболее успешно определять эффективность деятельности организации.

Описанные выше факторы относятся к характеристикам первого уровня.

Чтобы достичь максимально точного результата от анализа их недостаточно, нужно также учитывать показатели более высокого уровня. К факторам, например, второго уровня, причисляют:

  • Прибыль по балансу
  • Действительная цена всех основных фондов
  • доход от реализации продукции
  • данные по средним остаткам материальных средств
  • расход на единицу товара
  • капиталоемкость произведенного товара
  • и прочее.

Факторный анализ показателей рентабельности организации при принятии во внимание факторы второго, третьего и выше уровней позволяет определить влияние самых, казалось бы, незначительных показателей на рентабельность компании. Вследствие чего можно обратить внимание на ошибки руководства и выбрать правильный курс развития организации.