Себестоимость единицы продукции

5

Наряду с себестоимостью выпущенной или произведенной продукции выделяют и такой экономический показатель как себестоимость единицы продукции, который отличается от предыдущего размером денежной суммы меньшей во столько раз, сколько единиц этой продукции выпустили или произвели.

Себестоимость единицы продукции можно определить по следующей формуле:

Себестоимость_еденицы

zi – себестоимость единицы i–го вида продукции,

qi - количество единиц i–го вида продукции.

Можно различать плановую и фактическую себестоимость единицы продукции. Плановая себестоимость – это выраженные в денежной форме планируемые затраты на производство одной единицы продукции (товара, работы, услуги). Фактическая себестоимость – это фактически затраченные ресурсы на производство единицы продукции. Отклонение фактической себестоимости от плановой показывает эффективность работы предприятия, а также изменение уровня цен на ресурсы.

Если фактическая себестоимость выше плановой, то произошло либо удорожание цен на ресурсы, либо уменьшилась эффективность производительности труда.

Себестоимость единицы продукции – это база, от которой считается налог на добавленную стоимость, а также рентабельность (прибыль) предприятия.

Расчет себестоимости единицы продукции – это долгий процесс, который заключается в высчитывании каждой калькуляционной статьи затрат на производство этой продукции.

Если разделить каждый компонент себестоимости единицы продукции на общую себестоимость, то можно найти долевое участие каждого вида затрат в общей сумме затрат на производство и сделать выводы о том, какие ресурсы тратятся в большей степени, а какие, наоборот, используются достаточно экономно.

Следовательно, показатель себестоимости единицы продукции является одним из важнейших в системе экономических индикаторов деятельности предприятия, поэтому необходимо уделять должно внимание его расчету и формированию, чтобы производство продукции, товаров, работ и услуг, превратить в эффективную коммерческую деятельность с высокими показателями рентабельности.