Операционный анализ деятельности предприятия
Предприятия действуют на рынке в условиях жесточайшей конкуренции. Те предприятия, которые проигрывают в борьбе за выживание в этих жесточайших условиях, становятся банкротами. Для того, чтобы не обанкротиться, хозяйствующим субъектам необходимо постоянно исследовать рынок и отслеживать изменения рыночной среды, искать методы противодействия негативным моментам для того, чтобы сохранить свою конкурентоспособность.
Одним из важнейших инструментов исследования рынка и сохранения конкурентоспособности предприятия является финансово-хозяйственный анализ его деятельности, а так же анализ его финансового состояния.
Способы и порядок выполнения анализа, который производится для того, чтобы принять те или иные финансовые решения, определяются исключительно логикой функционирования финансового механизма предприятия.
Одним из самых простых, но самых эффективных видов финансового анализа, является операционный анализ деятельности предприятия, или иначе CVP (cost-volum-profit, затраты - объем - прибыль).
Операционный анализ деятельности предприятия — очень важная часть управленческого учёта, элемент управления расходами, смыслом которого является изучение зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов от издержек и производственных объемов и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа не зря считается наиболее эффективным способом планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Этот вид анализа может быть использован в ценообразовании. В отличие от внешнего финансового анализа, результаты операционного (внутреннего) анализа зачастую являются коммерческой тайной того или иного предприятия. Результатом такого операционного анализа являются наиболее выгодные сочетания переменных затрат, цены и объёма продаж. Именно поэтому этот анализ невозможен без распределения затрат на переменные и постоянные.
Известно три главных метода разделения затрат на переменные и постоянные:
- Метод максимальной минимальной точки;
- Графический метод;
- Метод наименьших квадратов.
Проводя операционный анализ деятельности предприятия необходимо определить такие показатели как:
- маржинальный доход;
- безубыточный объем реализации, безубыточная выручка от продаж;
- маржинальный запас прочности = (фактическая выручка – пороговая выручка)/ фактическая выручка * 100%;
- операционный леверидж.
Операционный анализ деятельности предприятия зачастую называют анализом безубыточности, так как он дает нам возможность рассчитать такую сумму или объем продаж, при которых прибыль равняется затратам. Бизнес не несёт убытков, но и не приносит прибыли. Точка безубыточности – это граница, которую должно превысить предприятие, для того, чтобы выжить.