Этапы стратегического планирования
Стратегическое планирование – процесс определения положения компании в будущем в зависимости от внешних факторов ее деятельности. В основе здесь лежат ситуационный и системный подход. Начальный элемент - рассмотрение предприятия как открытой системы.
Таким образом, в стратегическом планировании источник успеха компании устанавливается во внешней среде. Результат самой процедуры планирования - это определение основной миссии, стратегии, целей, а также распределение производственных ресурсов.
Стратегия фирмы - это генеральная программа действий с учётом важности ресурсов, задач и действий.
Этапы стратегического планирования:
выявление миссии и целей
Миссия компании – ее предназначение в обществе, основная общественная цель. Понятие раскрывает смысл предприятия, конкретный статус организации.
Миссия является базисом для всех плановых решений фирмы, для определения ее задач, целей. Она даёт общее представление о компании, а также о содержании форм ее имущества. В общем смысле она объединяет действия всех сотрудников.
На основе миссии выявляются цели. Цели – это конкретное конечное состояние либо определенный желаемый результат. Большинство компаний носят многоцелевой характер.
Обычно цели бывают:
- экономические – качественные и количественные,
- неэкономические – улучшающие условия труда. Кроме того, они делятся на:
- стратегические –направлены на создание масштабных программ, относятся к компании в целом.
- тактические – направлены на разрешение проблем, имеют среднесрочный характер, устанавливаются менеджерами средних уровней,
- оперативные – решают текущие проблемы, являются краткосрочными.
анализ среды
Данный фактор является основой. Он позволяет выработать общую стратегию.
Его содержание: выявление факторов внешнего и внутреннего окружения, которые влияют на возможности компании достичь свои цели.
В данном случае применяют различные методы оценки, к примеру матрицу SWOT (выясняет слабые и сильные стороны предприятия, его угрозы, возможности).
определение стратегии
4 базовых типа стратегий:
- стабильность – компания выбирает стратегию исходя из достигнутого,
- рост – значительное увеличение абсолютно всех показателей деятельности фирмы, более рискованный способ,
- сокращение – отделение части деятельности,
- комбинирование – сочетание отмеченных ранее стратегий.
выполнение стратегии
оценка, контроль выполнения