Показатели операционного анализа
Показатели операционного анализа далеко не унифицированный элемент. На этот счет имеет множество точек зрения. Мы рассмотрим классификацию А.Н. Гавриловой, в соответствии с которой выделяются:
- порог рентабельности или точка безубыточности – критический объем;
- запас финансовой прочности;
- определение целевого объема продаж;
- операционный рычаг;
- анализ ассортиментной политики.
Рассмотрим каждый более подробно. Итак, точка безубыточности – это такое состояние фирмы, которое считается нормальным в условиях современного конкурентного рынка, относящееся к состоянию долгосрочного равновесия. При этом в расчет берутся нормальный доход фирмы и среднерыночная ставка дохода на имеющийся инвестированный капитал. Иными словами, точка безубыточности имеет место, ели объем продаж продукции предприятия обеспечивает покрытие выручкой от продаж всех расходов на производство реализованной и нереализованной продукции.
Запас финансовой прочности – это не что иное, как разница между имеющимся объемом продаж (фактическим) и объемом продаж, который соответствует точке безубыточности. Этот показатель определяет диапазон, в пределах которого компания может принять решение о сокращении объема продаж до работы в убыток.
При определении целевого объема продаж принимается во внимание объем продаж, которые по условиям рынка и производства соответствует целевой прибыли. Целевая прибыль может быть рассмотрена в первоначальном виде, но практике знакомы случаи, когда она задается из расчета уплаты налогов. Наличие операционного рычага обусловлено потребностью в потенциальной возможности влиять на получаемую прибыль с помощью варьирования структурой себестоимости и объема выпуска. Суть его заключается в том, что изменение выручки от реализации, пусть даже самое незначительное, ведет к более сильному колебанию прибыли.
При рассмотрении операционного анализа в теории базовым понятием является рассмотрение объекта анализа как изделия одного вида и качеств.
Однако на практике предприятия производят товары в определенном ассортименте. Ассортиментная политика исходит из того, что ухудшение ассортимента приводит к снижению прибыли, а улучшение – к ее росту. При решении вопроса о приоритетных товарах, следует учитывать:
- большее значение маржинальной прибыли свидетельствует о большем объеме и более благоприятной динамике прибыли;
- ограничивающие факторы, зависящие от специфики внешней среды и самого бизнеса: емкость рынка сбыта, время, доступность материалов и сырья и др.
Таким образом, показатели операционного анализа способствуют целенаправленному управлению различными элементами производства, позволяют рассчитать наиболее приемлемые для предприятия будущие финансовые результаты и сформировать политику, направленную на их достижение.