Факторный анализ рентабельности продаж
Показатели рентабельности отражают эффективность функционирования предприятия в целом, доходность тех или иных бизнес процессов, в том числе продаж.
Факторный анализ рентабельности продаж важен для любой коммерческой организации. Показатели рентабельности более адекватно и полно, чем показатель прибыли, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как позволяют сопоставить объемные показатели, масштабы деятельности (например, продажи) и результат (прибыль). Рентабельность продаж рассчитывается по формуле: Р=П/В, где П – прибыль, В – объём продаж (выручка или реализация). Рентабельность продаж характеризует эффективность коммерческой деятельности предприятия. Суть коммерческой деятельности – подешевле приобрести и подороже продать. Т.е. коммерция это игра на разнице между себестоимостью (С) и продажной ценой (Ц). Себестоимость и продажная цена – главные факторы, влияющие на рентабельность продаж. Объем продаж (О) при этом не важен, он на рентабельность не влияет.
Чтобы осуществить факторный анализ рентабельности продаж и выявить влияние факторов реально воздействующих на рентабельность применяется следующая формула: Р=[О*(Ц-С)][О*Ц]=(Ц-С)/Ц. При этом может анализироваться изменение рентабельности в сравнении с предыдущим (нулевым) отчетным периодом: Δ=Р1-Р0, где Р0=(Ц0-С0)/Ц0 и Р1=(Ц1-С1)/Ц1. Это общее изменение рентабельности (Δ) складывается под воздействием роста/снижения продажных цен и роста/снижения себестоимости продаж. Влияние изменения цен продажи рассчитывается по следующей формуле: Δц=(Ц1-С0)/Ц1-Р0, где Ц1 – цена отчетного периода, С0 – себестоимость продаж прошлого (нулевого) периода. Влияние изменения себестоимости продаж рассчитывается по следующей формуле: Δс=Р1-(Ц1-С0)/Ц1, где Р1 – рентабельность отчетного периода, из которой вычитается она же только при себестоимости прошлого отчетного периода. Влияние себестоимости на рентабельность может быть рассчитано более детально, если показатель С будет структурирован. Например, так: С=ЗП+ЗУ+ЗК, где ЗП – прямые затраты на производство продукции или на покупку товаров, ЗУ – управленческие затраты, ЗК – коммерческие затраты в сфере обращения (реклама и т.п.). Попеременно подставляя показатели прошлого и отчетного года года – выявляем влияние на рентабельность отдельных частей себестоимости продаж.