Аудит расчетов с подотчетными лицами
При бухгалтерском учете операции по всем расчетам с подотчетными лицами обычно отражаются довольно просто. Однако, как показывает практика многочисленных аудиторских проверок, среди всех проверяемых объектов самое большое количество нарушений допускают при подобных расчетах из-за невнимательного ведения бухгалтерского учета и из-за отсутствия контроля за всеми расчетами с сотрудниками.
Ошибки нередко допускаются самими руководителями предприятий. Выделяют следующие этапы проведения проверки аудитором расчетов с подотчетными лицами.
Подготовительная деятельность перед началом проверки
Для того чтобы принять обоснованное решение, необходимо целенаправленно и оперативно ознакомиться с предполагаемым клиентом. Необходимо заранее ознакомиться с учредительными документами, где оговариваются виды деятельности предприятия. Зачастую документами предусматривается широкий спектр разных видов коммерческой либо хозяйственной деятельности. В таком случае бухгалтерский персонал, будучи не в полной мере подготовленным в области учета такой разнородной деятельности, может совершить большое количество нарушений. В результате этого обстоятельства, вероятно, проверка осложнится, увеличится время, затраченное на ее проведение, и размер оплаты.
Сбор аудиторских доказательств, которые применяются при проверке расчетов
Аудит расчетов с подотчетными лицами предполагает использование различных методов получения аудиторских доказательств: участие в выполнении бухгалтерских или хозяйственных операций; наблюдение за инвентаризацией; получение письменных подтверждений; устный опрос; проверка документов, которые клиент получил от третьих лиц; проверка подготовленных на предприятии клиента документов; анализ; проверка арифметических расчетов. Вышеперечисленные методы применяют к различным контролируемым объектам. Они служат для выявления возможных нарушений.
Оформление результатов проверки
Проверка заканчивается оформлением двух суммирующих документов — акта аудиторской проверки бухучета и достоверности отчетности и заключения аудиторов.
К основным документам, которые необходимо изучить при данной проверке, относят: командировочные удостоверения; авансовые отчеты; список лиц, которым разрешается получение из кассы наличных денег; копии загранпаспортов с отметкой о пересечении границы; приказы о формировании смет представительских расходов; сами сметы представительских расходов; первичные оправдательные документы.