Методы планирования на предприятии
Планирование на предприятии — это процесс разработки и последующего установления руководством предприятия определенной системы качественных и количественных показателей его развития, определяющей темпы, пропорции, тенденции развития организации. Является частью стратегического анализа.
Данное понятие классифицируют по следующим критериям:
- по степени охвата (частичное и общее);
- по содержанию в сфере предпринимательской деятельности (тактическое, стратегическое, оперативное);
- по его предмету (целевое, средств (потенциал, материалы, оборудование, информация, финансы), действий, программное);
- по сферам функционирования (маркетинг, производство, финансы, НИОКР);
- по охвату (контурное, глобальное, детальное, макровеличин);
- по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное).
Основные принципы планирования – это:
- научность;
- принцип взаимной увязки и координации;
- непрерывность;
- принцип ведущих звеньев, приоритетность их реализации.
В отечественной практике используются различные методы планирования на предприятии:
- балансовый метод - наиболее активно используется на народнохозяйственном уровне. Кроме того, применяется и на уровне организации. При использовании данного метода составляют следующие виды балансов:
- финансовые;
- материальные;
- трудовые.
- нормативный метод – его сущность заключается в том, что менеджмент компании применяет определенную систему норм и нормативов использования всевозможных ресурсов организации (нормы выработки и обслуживания, нормы расхода сырья, материалов, нормативы организации производственного процесса, трудоемкость, нормы численности и пр.)
- программно-целевой метод – используется, главным образом, в создании и разработке НТП, так как позволяет:
- обеспечить сквозное составление планов;
- направить ресурсы организации на выполнение важных научно-технических программ;
- связать реализацию научно-технических программ и план социального и экономического развития компании.
- метод планирования по экономико-техническим факторам - применяется в основном в планировании издержек производства, реализации продукции, производственной программы, а также прочих разделов плана социального и экономического развития организации. Как правило, в планировании на предприятии используют не 1 метод из всех вышеперечисленных, а их совокупность.